В
тот день Генри нанес компании громадный ущерб. Модели "Топаз"
и "Темно", малогабаритные переднеприводные автомобили, были
выпущены на рынок лишь в мае 1983 года, хотя они должны были быть
готовы на 4-5 лет раньше, когда покупатели настоятельно требовали
малогабаритные машины. Между тем ответ компании "Форд" на
нефтяной кризис 1973 года вплоть до 1979 года даже не планировался.
Я
был в ярости. Полигика ОПЕК уже ясно продемонстрировала, что без
малогабаритных автомобилей мы мертвы. "Дженерал Моторс" и
"Крайслер" бешеными темпами готовили выпуск собственных
субкомнактных машин. И именно тогда, когда все это происходило, глава
"Форд мотор компани" спрятал голову в песок.
После
того заседания совета директоров ежемесячно, как по часам, ко мне
являлся Франклин Мэрфи, заместитель Генри в совете директоров, бывший
ректор Калифорнийского университета (Лос-Анджелес), бывший
председатель компании "Лос-Анджелес таймс - Миррор" и
главное доверенное лицо Генри Форда.
Мэрфи
всегда давал мне искренние советы, но не о том, как вести дела в
компании, а о том, как обращаться с Генри "Генри испытывает
большие трудности,- сказал мне Мэрфи однажды.- Вы должны быть к нему
снисходительны. У него чертовские неприятности с женой".
Все
мы знали, что брак Генри с Кристиной распадается. Совсем недавно его
задержала полиция в Санта-Барбаре за управление автомобилем в
нетрезвом состоянии, причем в машине с ним была его подружка Кэйти
Дюросс, а Кристина в это время находилась в Катманду со своей близкой
приятельницей Имелдой Маркос, первой леди Филиппин.
Несколько
дней спустя я остался дома из-за простуды и роковым образом пропустил
заседание, посвященное поразительному событию.
Пока
я отсутствовал, Генри созвал 14 февраля совещание высшего руководства
фирмы для обсуждения "индонезийской ситуации". Генри,
очевидно, поручил Полу Лоренцу, исполнительному вице-президенту и
одному из высших менеджеров компании, вручить некоему индонезийскому
генералу "комиссионные" в размере одного миллиона долларов.
Взамен фирме "Форд" был обещан контракт в 29 миллионов
долларов на строительство пятнадцати наземных станций слежения за
спутниками.
Однако,
когда сведения о "комиссионных" получили огласку, Генри
послал в Джакарту двух наших сотрудников с поручением сказать
генералу, что фирма так дела не делает.
Лоренц
был в подчинении у меня. Когда мне стало известно об этом инциденте,
я позвал Лоренца к себе в кабинет и спросил его: "Пол, какого
черта вы предложили этому генералу миллион долларов?"
Пол
был очень порядочный и компетентный работник. Он отличался также
лояльностью и никого не хотел подводить. "Это моя ошибка",-
ответил он. "Ошибка?- спросил я.- Никто не выкладывает
миллион долларов по ошибке!" Пол молчал. Когда я стал
настаивать на определенном ответе, он вымолвил: "Не думаете же
вы, что я мог сделать нечто подобное по собственному почину?"
"Как вас понимать?- спросил я.- Вы хотите сказать, что
кто-нибудь велел вам это сделать?" Он ответил: "Нет,
конечно, но председатель правления как бы намекнул на это словами:
"Там, мол, дела делаются только так".
Верно,
конечно, что американские корпорации, занимающиеся бизнесом в странах
"третьего мира", иногда предлагают взятки. Но, насколько
мне было известно, подобное не могло случиться в практике компании
"Форд".
Как
только слухи об этой попытке дать взятку проникли в прессу, в фирме
была развернута кампания сплошного засекречивания. Она оказалась
почти такой же внушительной, как и аналогичная кампания во время
уотргейтского скандала. У нас провели чистку всех архивов. Были даже
проведены специальные совещания с целью согласовать аргументы в
оправдание содеянного.
|