включая и
знаменитый завод в Ривер-Руж. После первой мировой войны его
направили в Европу, где он способствовал развертыванию заморских
операций компании "Форд".
Попав
в состав высшего руководства компании, старший Кнудсен не поладил со
старшим Фордом, который и уволил его в 1921 году. Когда Уильям
Кнудсен покидал компанию "Форд", он получал в год 50 тысяч
долларов - немалое жалованье в те времена. Годом позже он поступил на
службу в корпорацию "Дженерал Моторс".
И
вот теперь союз Кнудсена - Форда вернулся на круги своя. Детройту
доставила удовольствие драматическая история с привлечением Кнудсена
в компанию "Форд", а пресса бурно обсуждала новое
назначение Банки. Это была сенсация: Генри Форд, внук человека,
уволившего Уильяма Кнудсена, теперь назначил его сына президентом
своей компании.
Когда
назначение Банки было впервые объявлено официально, многие из нас,
занимавших высшие посты в руководстве фирмы "Форд", были
возмущены тем, что человек из "Дженерал Моторс" станет
нашим боссом. Я испытывал особенную тревогу, так как распространились
слухи, будто Кнудсен намерен привлечь Джона Де Лориана и поставить
его на мое место. (В то время Де Лориан был в "Дженерал Моторс"
молодым, инициативным, идущим в гору менеджером и работал под началом
Банки в отделении "Понтиак".)
И
мои коллеги, и я были глубоко убеждены в том, что действовавшая в
"Дженерал Моторс" система управления не сможет достаточно
эффективно функционировать в компании "Форд". Но Генри
казалось, что уже само присутствие Банки Кнудсена в Стеклянном доме
приведет к тому, что какая-то часть большого успеха "Дженерал
Моторс" распространится и на нас.
Однако
этого так и не произошло. В компании "Форд" действовал свой
механизм хозяйствования. Мы любили делать дело быстро, и Банки трудно
было поспевать за нами. К тому же административное искусство не было
его сильной стороной. Вскоре мне стало ясно, что у "Дженерал
Моторс", очевидно, были веские основания не назначать его своим
президентом.
Кнудсен
неизменно относился ко мне с подозрением. Он полагал, что до его
назначения я жаждал получить пост президента и что после его прихода
я все еще не оставил эту надежду. И он был прав как в первом, так и
во втором предположении. К счастью, мы оба были слишком заняты, чтобы
тратить временя на аппаратное политиканство. Но между нами возникали
разногласия, особенно по проблемам дизайна новых моделей.
Сразу
по приходе в компанию "Форд" Кнудсен стал проводить линию
на увеличение носа и размеров "Мустанга". Он был заядлым
игроком, по не мог понять, что время расцвета азартной игры уже
миновало. Кнудсен взялся также за реконструирование нашей модели
"Тандерберд", с тем чтобы она выглядела как модель
"Понтиака", но его затея обернулась полным провалом.
В
качестве лидера Банки Кнудсен не оказал сколько- нибудь существенного
влияния на компанию. Помимо всего прочего, он не сумел перетянуть к
нам из "Дженерал Моторс" кого-либо из ведущих менеджеров,
которые помогли бы ему претворить в жизнь его планы. Никто в фирме
"Форд" не испытывал к нему особенного чувства преданности,
и, следовательно, его власть в ней не имела под собой опоры. В
результате он оказался в одиночестве во враждебной атмосфере и, по
существу, не получил признания в качестве лидера. Спустя десятилетие,
перейдя в корпорацию "Крайслер", я постарался не повторить
этой его ошибки.
Пресса
часто писала, что я организовывал восстание против Кнудсена. Но своим
провалом он обязан отнюдь не мне. Банки Кнудсен пытался управлять
фирмой, не используя действовавшую в ней систему. Он игнорировал
существовавшую иерархию управления, через мою голову и через голову
других высших менеджеров принимал решения в тех областях деятельности
фирмы, в каких решения надлежало принимать нам.
|