добиваться успехов,
набрасываясь на людей с бранью. Надо уметь говорить с ними откровенно
и просто.
Есть
одна фраза в характеристике любого менеджера, каким бы способным он
ни был, которую я не терплю; вот она: "У него не ладятся
отношения с людьми".
Я
считаю такую характеристику убийственной. "Этого человека просто
уничтожили" - таково мое неизменное мнение. "Он не умеет
обходиться с людьми? Следовательно, он оказался в труднейшем
положении, ибо здесь кроется самая суть управления. Ведь не с
собаками, не с обезьянами имеет дело менеджер, а с людьми, только с
людьми. Если он не способен правильно строить отношения с себе
подобными, то какой от него прок компании? Его единственное
назначение в качестве руководителя - это побуждать к деятельности
других людей. Если он не умеет этого делать, он, следовательно, не на
своем месте".
Затем
существует проблема этакой тщеславной звезды. Людей такого типа не
любят, хотя их присутствие в компании и можно терпеть, если они
обладают достаточно большими способностями.
В
фирме "Форд" был менеджер, загоревшийся желанием оформить
свой кабинет в старинном стиле. Он запросил на выполнение этой работы
ни много ни мало 1 миллион 250 тысяч долларов. (Это на одну-то
комнату и небольшую ванную!) Я случайно видел ответ Генри Форда -
свою сердитую реакцию он выразил в нацарапанной на докладной записке
краткой резолюции: "Хватит и 3/4 миллиона". Этот менеджер
неплохо разбирался в автобизнесе, но, но моему мнению, его склонность
к шику служила признаком его неспособности эффективно выполнять
работу менеджера.
Вспоминаю
другой случай многолетней давности, когда Форд привлек в компанию
крупною менеджера для налаживания деятельности отдела маркетинга. Его
через некоторое время уволили за то, что он сотворил нечто совершенно
немыслимое - нанял себе личною помощника по связям с общественностью,
а оформил его на должность консультанта. Однако истина очень скоро
всплыла наружу. Самой большой заботой этою менеджера являлось
проталкивание на газетные страницы сообщений о его успехах.
Неудивительно, что он долю не продержался на своем посту.
Вместе
с тем известная степень саморекламы естественна и даже необходима. Я
встречал менеджеров, слишком стеснительных или слишком боязливых в
отношениях с прессой или вообще не желавших, чтобы кто-либо знал о
результатах их деятельности. Хотя корпорация "Дженерал Моторс"
небезуспешно поощряла такою рода стиль безликого управляющего, я его
не приемлю. Если высшие управляющие не имеют какою-то личного
интереса, чем же поддерживается энергичная деятельность компании и ее
конкурентоспособность?
Существует
громадное различие между твердым "я", которое необходимо, и
непомерным "я", которое способно действовать разрушительно.
Человек, обладающий твердым "я", знает свои сильные
стороны. Он уверен в себе. Он имеет трезвое представление о том, чего
он может добиться, и решительно движется к достижению своей цели.
Между
тем человек с непомерно раздутым "я" всегда ищет признания.
Он постоянно нуждается в том, чтобы его похлопывали по спине, чтобы
его похваливали. Он мнил себя чуть выше любою другою. И на своих
подчиненных он смотрит свысока.
"Уолл-стрит
джорнэл" однажды утверждала, что мое "я" совершенно
"беспредельное". Будь это действительно так, не думаю,
чтобы я мог принести столько пользы предприятию, в такой огромной
степени зависящему от способности его руководителей хорошо строить
свои oтношения с другими людьми,
Выше
я уже отмечал, что считаю полезным заносить свои идеи на бумагу.
Однако и это можно донести до абсурда. Кое-кто как бы находит
удовольствие в превращении фирмы в бумажную фабрику. Отчасти такое
стремление заложено в природе человека. В учреждении всегда
встречаются люди, чувствующие острую необходимость изготовить
письменную справку для досье. Правда, изложение идеи на бумаге обычно
является
|