Вот
почему, когда корпорация "Крайслер" продала свое танковое
отделение фирме "Дженерал дайнэмикс", многие нас
спрашивали: "Почему бы вам не продать автомобильные отделения и
не сохранить танковые? Ведь танки приносят вам в год 60 миллионов
долларов гарантированной прибыли, причем никакой конкуренции!"
Теперь
обратимся к Национальному управлению по аэронавтике и космическим
исследованиям (НАСА) и к самим космическим исследованиям. Это тоже
индустриальная политика. Именно экспедиция на Луну дала толчок
бурному развитию нашей компьютерной индустрии.
Существует
еще Экспортно-импортный банк. 80 процентов его деятельности
направлено на поддержку четырех авиационных компаний. Это я еще могу
понять, по беспокоят меня взятые у налогоплательщиков 95 миллионов
долларов, которые ссудили Фредди Лэйкеру. Для какой цели? А для того
чтобы он на эти деньги приобрел авиалайнеры "ДС-10" и
конкурировал с действующими на трансатлантических трассах двумя
американскими компаниями - "Пан-Америкэн" и "Трансуорлд
эйруэйз". Но Фредди Лэйкер обанкротился, и 95 миллионов
испарились. Что же это за индустриальная политика?
А
что можно сказать но поводу Международного валютного фонда (МВФ)? Он
бросается на выручку странам, которые берут займы не по средствам, а
затем оказываются не в состоянии по ним расплачиваться. Недавно Пол
Волкер предоставил Мексике еще один миллиард долларов, чтобы
поддержать ее кредитоспособность и успокоить некоторые крупные банки
США, первоначально предоставившие ей займы. Этот заем Уолкер выдал
мгновенно, без всяких слушаний. А вот чтобы получить 1,2 миллиарда
долларов для спасения корпорации "Крайслер" - американской
компании,- нам пришлось неделями обивать пороги в конгрессе. А это
что за промышленная политика?
В
прошлом правительство США предоставило Польше займы из восьми
процентов годовых, а мы предлагаем американским гражданам польского
происхождения покупать дома и платить за кредит 14 процентов годовых.
Если демократы не смогут воспользоваться этим обстоятельством, они
заслуживают поражения на выборах.
Наконец,
проблема налоговой политики. Вся автоиндустрия в совокупности
выплачивает половину своего дохода в виде налогов. А у всех банков
вместе взятых на налоги уходит лишь два процента их доходов. Вот еще
одна форма нынешней промышленной политики.
Итак,
у нас имеется промышленная политика, или, точнее, сотни
разновидностей промышленной политики. Но вся проблема в том, что все
они функционируют разрозненно и мало чем помогают базовым отраслям
нашей экономики.
Является
ли идея промышленной политики радикально новой? Отнюдь нет. В Америке
уже существовала промышленная политика даже еще до того, как США
сформировались как государство. В 1643 году колония Массачусетсс
предоставила новой металлургической компании исключительные
привилегии на выплавку чугуна сроком на 21 год с целью оказать
поддержку этой развивающейся отрасли производства.
Сравнительно
недавно, в XX веке, промышленная политика США предусматривала широкую
правительственную поддержку нашим железным дорогам, строительству и
эксплуатация судоходного канала Эри между Буффало на озере Эри и
Олбани на реке Гудзон и даже университетам.
В
XX веке мы были свидетелями правительственной поддержки строительства
автострад, предприятий по выпуску синтетического каучука, создания
новейших авиатранспортных фирм с использованием реактивных самолетов,
экспедиции на Луну, развития производства интегральных схем, высокой
технологии и многого другого.
За
последние несколько десятилетий мы осуществили имевшую феноменальный
успех политику в сельском хозяйстве. Теперь три процента населения
страны кормит не только наше собственное население, но также и
значительную часть остального мира. Вот это и есть высокая
производительность!
|