жизнь, которую
я могу отдать за мою страну"?" Маленькая японская
девочка в первом ряду поднимается и отвечает. "Натан Хейл, 1776"
.(солдат американской армии периода войны за независимость, повешен
англичанами как шпион) "Отлично,- говорит учитель.- А
теперь, кто сказал: "Дайте мне свободу или смерть"?"
Маленькая японская девочка снова встает: "Патрик Генри,
1885".(государственный деятель, активный участник американской
революции, известный своими яркими выступлениями против британского
империализма.) "Прекрасно,- говорит учитель.- Мальчики и
девочки, это просто чудесно, что Кико знает ответы. Но всем остальным
должно быть стыдно. Помните, ведь вы американцы, а она японка".
В тот момент мальчик с задней парты бормочет: "А пропади они
пропадом, эти японцы". "Ну что ж,- подхватывает
учитель,- а это кто сказал?" И в ответ громко раздастся: "Ли
Якокка, 1982!"
Это
остроумная сказочка, но в действительности я' большой поклонник
японцев. Почему? А потому что они знают свое прошлое, знают свое
настоящее и знают, куда идут. И, самое главное, они располагают
национальной стратегией для достижения своих целей.
Они
знают также, как делать хорошие автомобили. На протяжении 70-х годов
их автомобили были дсйствительно лучше наших. Теперь это уже не так,
но многие американцы продолжают придерживаться прежней оценки.
Как
японцам удалось создать такие хорошие автомобили? Все начинается с
рабочих. Прежде всего, издержки на рабочую силу в Японии намного
ниже, чем у нас. Заработки японских рабочих составляют около 60
процентов американских. У них нет таких автоматических доплат на
удорожание жизни, привязанных к индексу потребительских цен, какие
имеют американские рабочие. У них нет такого же, как у нас, набора
выплачиваемых фирмой медицинских пособий, которые обходятся
потребителю в несколько сот долларов на автомобиль.
К
тому же производительность труда японских рабочих выше, чем у нас. Я
не говорю, что они квалифицированнее, нет, просто они работают на
основе иной системы правил.
В
Японии рабочие подразделяются лишь на два разряда: квалифицированных
и неквалифицированных. В зависимости от того, что требуется сделать в
данный день, рабочий может выполнять самые различные функции. Если на
полу грязно, он возьмет метлу и подметет его, не считаясь с тем,
входит это в его прямые обязанности или нет. Естественно, такое
чувство ответственности порождает высокую степень производительности.
Подобная
система была бы немыслимой в Детройте, где у каждого рабочего свой
строго очерченный круг обязанностей. По сравнению с господствующими
на японском заводе простотой отношений и здравым смыслом наша система
профсоюзных правил и инструкций выглядит просто нелепой. В
номенклатуре профсоюза автомобильных рабочих насчитывается теперь
около 150 категорий работников. Если позиция японского рабочего
выражается вопросом "чем я могу помочь", позицию
американского рабочею чаще всего характеризует отговорка "это не
мое дело".
Японские
профсоюзы осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с
администрацией. Каждая сторона понимает, что ее судьба прямо зависит
от успеха Другой. Отношения между рабочими и администрацией покоятся
на принципах сотрудничества и взаимного уважения. Они резко
отличаются от отношений антагонизма и взаимной подозрительности,
давно ставших традицией в нашей стране.
Японский
рабочий в высшей степени дисциплинирован. Если что-нибудь выходит из
строя, он немедленно устранит неполадки. Если на конвейере происходит
сбой, он его остановит и дождется наведения порядка.
|