А
я представления не имею. В моем распоряжении нет в Токио, или
Лондоне, или Цюрихе посольств, которые помогли бы мне найти ответ на
подобного рода вопросы. В министерстве финансов США имеется 126 тысяч
служащих. Вот пусть они и находят его!
Все,
что я знаю,- это когда некое существо переваливается, как утка, и
крякает, как утка, то скорее всего это действительно утка. А когда
наш "праймрейт" то подскакивает с 10 до 22 процентов, то
снова падает до 10 процентов и при всех этих колебаниях курс йены
прочно удерживается на уровне 240 к доллару, становится совершенно
очевидным, что что-то у них там в Токио происходит.
Курс
йены занижен как минимум на 15 процентов. Это может показаться не
столь уж значительным, но оборачивается экономией на себестоимости
новой "Тойоты" в размере свыше 1 тысячи долларов. Как же,
черт возьми, можно ждать от нас в Детройте способности конкурировать
с чем-то подобным?
Как
только заходит разговор на эту тему, японцы всегда утверждают, что
вовсе не иена слишком слаба, а именно доллар котируется слишком
высоко. В этом обвинении, безусловно, содержится известная доля
правды, а наша бюджетная политика последних лет не способствовала
исправлению ситуации. Часть вины ложится на администрацию Рейгана, а
ее политика "дорогих" денег и высоких процентных ставок
сделала наш доллар слишком привлекательным для иностранного капитала.
В
числе прочего меня больше всего пугает перспектива того, что через
десять лет мы наладим беспрецедентно эффективное производство в
корпорации "Крайслер" и доведем прибыль на одну машину до
одной тысячи долларов, а затем внезапно произойдет резкое изменение
курса йены и сметет с таким огромным трудом достигнутое нами
преимущество.
Дальше
так продолжаться не может. Для нашего правительства настала пора
призвать ученика к ответу и предложить ему объяснить свое поведение.
Его оправдания уже неубедительны, а его действия подрывают нашу
экономику. Нам следует дать японцам срок в 90 дней на то, чтобы они
сообщили, почему курс иены занижен и что они намерены делать.
Наконец,
существует проблема свободы торговли. Быть может, следовало бы даже
сказать о мифе свободной торговли. Насколько мне известно, за всю
историю свободная торговля практиковалась лишь в четырех случаях.
Один из них приведен в учебниках. Реально же осуществляли свободную
торговлю три страны: Голландия в течение короткого периода, Англия в
начале промышленной революции и Соединенные Штаты после второй
мировой войны.
Англичане
были в состоянии ее практиковать двести лет назад, потому что у них
не было конкурентов. Как только промышленность получила развитие в
других странах, Англия отказалась от свободы торговли.
В
свою очередь и США однажды безраздельно господствовали на мировых
рынках. С годами это господство подверглось эрозии, но мы все еще
мыслим представлениями 1947 года.
Свобода
торговли - отличная вещь, но только при том условии, что все партнеры
придерживаются одних и тех же правил игры.
Между
тем у Японии свои собственные правила игры, и в результате мы
постоянно оказываемся в невыгодном положении.
Вот
как это происходит на деле. Когда японский автомобиль грузят на
корабль, берущий курс на США, японское правительство тут же
компенсирует автостроительной компании около 800 долларов. Это скидка
с налога на товары, и она совершенно законна, согласно условиям
Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) Иными словами,
домашняя хозяйка в Токио платит за "Тойоту" больше, чем она
бы платила в Сан-Франциско.
Как
нам следует реагировать на это? В Западной Европе обычно облагают
машину ввозной пошлиной с целью перекрыть экспортную скидку,
практикуемую японцами.
|