джентльмены,
пришли сюда потому, что не вполне удовлетворены тем, как был поделен
этот пирог. Мы хотим поделить его несколько иначе".
О
речах Уолтера Рейтера по городу пошли шутки, так как на каждом
заседании он говорил одно и то же. Это напоминало заигранную
грампластинку. Некоторые репортеры стали заблаговременно писать
отчеты о его речах и никогда ни в чем с ними не расходились.
Тем,
что Рейтер придавал важное значение увеличению прибыли и повышению
производительности труда и понимал органическую взаимосвязь судьбы
рабочих и судьбы компании, он завоевал себе уважение как
администрации, так и рабочих. Я люблю иногда напоминать эту
принципиальную позицию Рейтера нынешним лидерам профсоюза. Хотя
Объединенный профсоюз работников автоиндустрии основал Рейтер,
нынешние его руководители не часто вспоминают его имя. И не без
оснований. Профсоюз все еще шумно требует себе кусок побольше, но
сам- то пирог становится меньше.
Рейтер
никогда не боролся против автоматизации. Он никогда не отвергал
необходимости технического прогресса, даже и тогда, когда последний,
казалось, угрожал краткосрочным интересам рабочих. С самого начала он
поддерживал применение роботов. "Никогда не воюйте против новых
машин,- говорил он членам своего профсоюза,- ибо они обеспечивают
более высокую производительность труда. А если компании достигнут
более высокой производительности и станут получать большую прибыль,
наша позиция в переговорах с ними окажется прочнее".
Опираясь
на такого рода отношения, преуспевали и администрация и рабочие. И
обе группы зарабатывали в Детройте гораздо больше, чем их коллеги по
отрасли во всех остальных странах мира.
Какие
бы ни были у меня претензии к профсоюзу автомобильных рабочих, я
должен признать, что просвещенные взгляды Рейтера помогли этому
профсоюзу далеко определить другие, как, например, железнодорожников
или печатников, даже при всех созданных ими тепличных условиях и
искусственных рабочих местах. Например, кода был создан тепловоз, у
железных дорог отпала необходимость содержать кочегара,
подбрасывающего в топку паровоза уголь. Но профсоюз настаивал на
сохранении кочегара, несмотря на то что профессия его теперь
устарела.
Уолтер
Рейтер мог, конечно, быть жестким и даже непомерным в своих
требованиях. Но все же он был истинным провидцем. Журналист Мэррей
Кемптон однажды сказал, что Рейтер был единственным из знакомых ему
людей, кто способен предвидеть будущее.
В
1948 году, еще во времена Рейтера, администрация и профсоюз
разработали схему переговоров о заключении многолетних коллективных
договоров. До того практиковались переговоры о годичных контрактах,
что создавало нестабильную рабочую обстановку. Договор 1948 года
действовал не один, а два года. В 1950 году договор был заключен уже
на пять лет. В дальнейшем профсоюз стал практиковать трехлетние
договоры с каждой компанией "большой тройки".
В
некоторых отраслях промышленности, как, например, в резинотехнической
или сталелитейной, компании время от времени объединялись и вели
коллективные переговоры с профсоюзами в масштабе всей страны. Но
профсоюз автомобильных рабочих всегда вел переговоры раздельно с
корпорациями "Дженерал Моторс", "Форд" и
"Крайслер". Раз в три года профсоюз выбирал эталонную фирму
и - часто после стачки или под угрозой стачки - составлял с этой
фирмой договор, который становился образцом для других компаний.
Переговоры
на основе эталонного контракта облегчили жизнь всем. Одно из
преимуществ такой практики заключалось в том, что ни одна компания
уже не могла выдвигать свои условия оплаты труда. С другой стороны, переговоры па основе имеющегося заставляли администрацию держаться в отношениях с профсоюзными организациями
более примирительно.
|