ГЛАВА 2.
Высокая стоимость рабочей силы
Как
человек, родившийся в семье усердных трудяг- иммигрантов, я горячо
исповедую достоинство труда. По моему убеждению, затрачиваемые время
и энергия рабочих людей должны хорошо оплачиваться. Я, конечно, не
социалист, но я сторонник разделения богатства, участия рабочих в
прибылях в том случае, если компания таковые получает.
Еще
в 1914 году Генри Форд I решил платить своим рабочим пять долларов в
день и тем самым создать средний класс. Ему пришла в голову
правильная идея, ибо, если рабочие у нас не станут хорошо
зарабатывать, мы накличем беду на наш средний класс. Цементирующим
элементом всей нашей демократии служит рабочий, зарабатывающий 15
долларов в час. Это именно тот человек, который покупает дом,
автомобиль и холодильник. Именно он воплощает собой горючее,
приводящее в движение мотор экономики.
Средства
массовой информации имеют склонность все внимание сосредоточивать на
очень богатых и очень бедных, но ведь именно средний класс придает
стабильность обществу и обеспечивает динамичное развитие хозяйства
страны. Пока человек зарабатывает достаточно денег, чтобы погашать
платежи по закладным, вполне хорошо питаться, иметь свой автомобиль,
обеспечить своему ребенку возможность учиться в колледже, раз в
неделю отправиться с женой пообедать в ресторан и посмотреть шоу, он
доволен жизнью. А если средний класс удовлетворен своей жизнью, у нас
никогда не возникнет гражданской войны или революции.
Америка
существенно отличается от Европы. У нас автомобильные рабочие
настроены столь же капиталистически, как и менеджеры. И
неудивительно. Если взять рабочих с почасовой оплатой, то члены
объединенного профсоюза работников автомобильной промышленности
представляют собой элиту мира. А когда говорят деньги, идеология
безмолвствует.
Однако
реальная проблема в отношениях между администрацией автомобильных
компаний и профсоюзом заключается не в высокой заработной плате.
Реальная проблема кроется во всех многочисленных дополнительных
выплатах.
Пока
Детройт имел высокие доходы, нам всегда легко было принимать
требования профсоюза, а затем компенсировать вытекающие отсюда
дополнительные издержки путем повышения цен на автомобили.
Альтернативой были стычка и риск разорения фирмы.
Менеджеры
корпораций "Дженерал моторе", "Форд мотор" и
"Крайслер" никогда не проявляли большого интереса к
долгосрочному планированию. Они больше всего заботились о ближайшей
выгоде, о повышении прибыли в следующем квартале ну и, конечно же, о
получении высоких премий.
Я
говорю "они", но должен был бы сказать "мы". В
конце концов, я был одним из них. Я был частью этой системы.
Постепенно, мало-помалу, мы уступали буквально каждому требованию
профсоюза. Мы получали такие большие прибыли, что долго и не
раздумывали. Мы редко готовы были допустить забастовку и поэтому
никогда не отстаивали принципиальные позиции.
Я
принимал самое активное участие в обсуждении проблем, связанных с
требованиями профсоюза, и высказывал следующие соображения:
"Важнейший элемент мужества - это благоразумие. Дайте им все,
что они требуют. Ибо, если они объявят забастовку, мы потеряем сотни
миллионов долларов, мы потеряем наши бонусы, а я лично лишусь
полумиллиона долларов наличными".
Нами
руководила алчность. Первым нашим побуждением было поскорее покончить
с этим делом, согласиться на самые крайние условия. В этом смысле
наши критики были правы: мы всегда помышляли только о ближайшем
квартале.
"Какое
значение имеет еще один доллар в час,- рассуждали мы.- Пусть об этом
у будущего поколения голова болит. Нас тогда здесь уже не будет".
|