Можно
быть отличным водителем, и тем не менее следует пользоваться ремнем
безопасности. Никто не рассчитывает, что попадет в аварию. Но 50
процентов всех аварий создаются пьяными водителями. А когда они
врезаются в вашу машину, вы попадаете в большую беду, если
оказываетесь незащищенным.
Около
десяти лет назад я окончательно понял, что в ближайшем будущем нечего
рассчитывать на появление законов об обязательном использовании в
автомобилях ремней безопасности. Поэтому я выдвинул план, который
заставил бы водителей и пассажиров застегивать на себе эти ремни. С
помощью конструкторов компании "Форд" я разработал
устройство, название "блокатор" (interlock), которое не
позволяет включить зажигание, пока водитель И пассажир на переднем
сиденье не закрепят на себе ремни безопасности. Фирма "Америкэн
Моторс" приняла предложение компании "Форд" применить
такие "блокаторы", но "Дженерал Моторс" и
"Крайслер" отвергли его.
После
довольно жарких споров Национальное управление по безопасности
движения на автострадах приняло в 1973 году решение об обязательном
оснащении всех новых автомобилей "блокаторами". Но закон
этот потерпел провал. Публика возненавидела "блокаторы" и
вскоре нашла способы нейтрализовать их. Многие застегивали ремни
безопасности, не надевая их на себя. А поскольку почти любой груз на
переднем сиденье мог отключить зажигание, то даже тяжелый пакет с
продовольствием не давал Тронуться с места, если ремень безопасности
не застегивали.
Общественное
возмущение "блокаторами" оказалось столь велико, что палата
представителей по инициативе конгрессмена от штата Нью-Гэмпшир.
республиканца Луиса Ваймена, вскоре отменила злополучный указ. Под
давлением публики конгресс затратил лишь двадцать минут на то, чтобы
поставить "блокатор" вне закона. Было принято решение о
замене его действующим восемь секунд зуммером, напоминающим пассажиру
о необходимости надеть ремень безопасности.
"Блокатор",
конечно, порождал определенные неудобства. Однако я до сих пор
убежден, что его можно было усовершенствовать и что он спас бы много
жизней. Когда конгресс отменил указ о его применении, я предложил
другой план, а именно установить в автомобиле специальный сигнал,
показывающий зеленый свет, когда ремень безопасности надет, и
красный, когда им не пользуются. При красном сигнале полагался штраф.
Я имел в виду нечто аналогичное автоматическому прибору, который
позволяет полиции даже не останавливать машину нарушителя -
достаточно отправить ему почтой штрафной талон. Но после истории с
"блокатором" никто к моему предложению интереса не проявил.
Когда
дело доходит до безопасности, люди не всегда соблюдают собственные
интересы. А так как в данном случае на карту поставлено много жизней,
единственным выходом из положения является специальное
законодательство об обязательном использовании ремней безопасности.
Совершенно
очевидно, что я отнюдь не единственный человек на свете,
придерживающийся такой позиции. Свыше тридцати государств и пять из
десяти провинций Канады уже имеют подобное законодательство. В
провинции Онтарио, буквально в нескольких минутах езды от места моей
службы, смертность в автомобильных авариях сократилась на 17
процентов после того, как там был принят закон об обязательном
использовании ремней безопасности. Во Франции после принятия
аналогичного закона уровень смертности в автодорожных авариях
снизился на 25 процентов.
В
ряде мест несоблюдение этого закона карается штрафом, в других -
лишают страховки, а кое-где даже совмещают оба наказания. Однако
Соединенным Штатам все еще предстоит ввести такое законодательство.
Федеральное правительство вообще считает, что это - дело компетенции
штатов, но власти штатов пока никаких мер не приняли.
Скольким
еще людям придется погибнуть на дорогах, прежде чем мы наконец поймем
необходимость ремней безопасности?
|