В КОМПАНИИ "ФОРД"
ГЛАВА 1. Первые
шаги
В
августе 1946 года я начал работать в компании "Форд мотор"
в качестве инженера-стажера. Нашу программу называли курсом "петля",
так как стажерам надлежало ознакомиться с полным циклом всех
производственных операций. Мы работали во всех уголках компании, по
нескольку дней или целую неделю в каждом цехе. Когда мы закончили
стажировку, считалось, что мы хорошо знаем каждую стадию производства
легкового автомобиля.
Компания
шла на любые издержки, чтобы привить нам практические навыки. Мы
поступили в распоряжение знаменитого завода в Ривер-Руж, крупнейшего
в мире промышленного комплекса. "Форд мотор компани" в то
время владела также угольными шахтами и известковыми карьерами,
поэтому нам удалось проследить весь технологический процесс от начала
до конца - от добычи сырья в недрах до выплавки стали и затем
превращения ее в автомобили.
Мы
осмотрели цехи мелкого и крупного литья, рудовозы, инструментальный и
штамповочный цехи, испытательные треки, кузнечно-прессовый цех и
сборочные конвейеры.
Однако
вся наша стажировка не ограничивалась непосредственно производством.
Нас ознакомили также и с отделом закупок и даже с заводской
больницей.
Это
было лучшее в мире место для практического изучения того, как
создаются автомобили и как совершается производственный процесс.
Завод в Ривср-Руж был гордостью компании, и для его осмотра постоянно
приезжали Делегации из других стран. Это было задолго до того, как
японцы проявили какой-то интерес к Детройту, но в конце концов и им
предстояло тысячу раз совершать паломничество в Ривер-Руж. Я наконец
своими глазами увидел реальное воплощение всего того, о чем читал в
книгах. В Лихайском университете я изучал металлургию, а здесь сам
плавил металл, работая у доменных и мартеновских ночей. В
инструментальном и штамповочном цехах мне пришлось управляться с
такими машинами, о которых прежде я читал лишь в книгах,-
строгальными, фрезерными, токарными станками.
Я
даже четыре "недели проработал на сборочном конвейере. Мне было
поручено закреплять чехол на системе электропроводки внутри рамы
грузовика. Работа была нетяжелая, но чертовски нудная. Отец и мать
однажды приехали на завод. Увидев меня в рабочем комбинезоне, папа
ухмыльнулся и сказал: "И вот для этого тебе пришлось учиться
семнадцать дет? Что же происходит с теми тупицами, которые не сумели
закончить учебу на отлично?"
Наши
наставники вели себя с нами доброжелательно, но рабочие не скрывали
своей подозрительности и злобы. Сначала мы думали, что причиной тому
были наши значки с надписью "инженер-стажер". Когда мы
пожаловались, нам дали другие значки - с надписью "администрация".
Но У го только ухудшило дело.
Вскоре
я довольно хорошо изучил историю фирмы, чтобы понять смысл
происходящего. К тому времени Генри Форд, основатель компании, уже
состарился. Компанией управляла группа его приспешников, среди
которых выделялся Гарри Беннет, отличавшийся разнузданным нравом.
Отношения между рабочими и управленческим персоналом сложились
ужасные, а тут еще между ними вклинились эти инженеры-стажеры со
своими значками "администрация".
Многие
рабочие были убеждены, что мы шпионы, которых прислали за ними
присматривать. То обстоятельство, что мы только что из колледжа и у
нас еще молоко на губах не обсохло, они во внимание не принимали.
|