повторял.
Картель "Крайслер - Форд"? Ни за что! Это поставит нас в
слишком трудное положение".
Если
бы слияние состоялось, американская автоиндустрия претерпела бы
коренное изменение. Буквально на следующий день после слияния исчезло
бы дублирование продукции фирм "Крайслер" и "Форд".
Мы бы сэкономили на капиталовложениях три или четыре миллиарда
долларов. В такой крупной компании легче было бы обеспечить закупки
материалов и компонентов. Постоянные издержки удалось бы резко
сократить, так как мы, подобно "Дженерал Моторс",
располагали бы многими взаимозаменяемыми деталями и узлами.
И
время для слияния было удачное. Быть может, оно еще и сегодня
подходящее. Но я не думаю, чтобы теперь министерство юстиции дало на
него согласие. Оно вызвало бы громкие протесты, так как представляло
бы собой чистейшую горизонтальную интеграцию в олигополии, включающей
лишь трех участников. Оно было бы запрещено министерством юстиции на
основании антитрестовских законов. Однако кто знает, как повернулось
бы дело, если принять в расчет соглашение между "Дженерал
Моторс" и фирмой "Тойота" и касающиеся слияний новые
настроения в Вашингтоне?
Хотя
положение корпорации "Крайслер" уже вполне прочное, слияние
и теперь имело бы смысл. У "Дженерал Моторс" пять
отделений, а компании "Крайслер" и "Форд"
располагают двумя отделениями каждая. Это тот случай, когда несут
потери на постоянных издержках.
Судя
по сегодняшним тенденциям, к 2000 году на ринге останется только два
боксера: "Дженерал Моторс" и "Джапан инкорпорейтед".
Слияние компаний "Форд" и "Крайслер" представляло
бы собой, вероятно, единственную решительную акцию, способную
укрепить позиции американской автоиндустрии в ее конкурентной борьбе
с японской.
Разумеется,
все зависит от точки зрения. В компании "Форд" все еще
полагают, что автомобильная промышленность вернет себе позиции,
которые она занимала в доброе старое время, и что "Форд"
снова станет претендентом на лидирующее в ней положение. Но ей
суждено всегда оставаться посередине, так как японцы одолеют ее на
рынке дешевых машин, а "Дженерал Моторс" - на рынке самых
дорогих и люксовых автомобилей. "Форд мотор" подобна мясу в
сандвиче, которое медленно поедают.
Я
надеялся, что даже без слияния с компанией "Форд" мы прочно
станем на ноги к концу 1981 года. Но на что я вовсе не рассчитывал,-
это на сохранение высокого уровня процентных ставок и ужасного
состояния экономики. К 1 ноября мы столкнулись еще с одной кризисной
ситуацией: мы дошли до того, что в нашем распоряжении остался
последний миллион долларов!
В
корпорации "Крайслер" мы обычно расходовали около 50
миллионов долларов в день. Оказаться при последнем миллионе -
положение нелепое. Это все равно что иметь на личном счете в банке
полтора доллара. В автобизнесе один миллион долларов значит столько
же, сколько мелочь, положенная на всякий случай в верхний ящик стола.
В
такой момент любой из крупных поставщиков мог свалить нас с ног. Надо
знать, что в месяц мы должны были выплачивать поставщикам около 800
миллионов долларов. Единственный выход состоял в том, чтобы просить у
них отсрочки платежей по счетам. Но это легче сказать, чем сделать.
Если бы мы обратились к ним со словами "послушайте, мы немножко
помедлим с оплатой наших счетов", это могло бы вызвать цепную
реакцию. Компанию и ее поставщиков связывает доверие. Как только оно
нарушается, поставщики начинают действовать, руководствуясь лишь
собственными интересами. Они приходят в нервное состояние, и их
опасения легко могут привести к катастрофе.
Несколько
мелких поставщиков действительно прекратили отгрузки. Мы вынуждены
были закрыть на пару дней наш завод на Джефферсон-авеню. Но все же
нам удалось договориться с поставщиками об отсрочке платежей на 20-22
или 23, а в ряде случаев и на 30 дней. В том числе такая
договоренность была достигнута с компаниями "Гудьир тайр"
|