рискованных займов. Хотел бы я
посмотреть на того храбреца, который потребовал бы, чтобы "Ситикорп"
начал отменять выплату дивидендов и чтобы его персонал согласился на
сокращение жалованья!
Совет
Федеральной резервной системы имеет забавную особенность: в его
составе одни банкиры и ни одного бизнесмена. Если банк терпит крах в
результате принятия неудачных решений, ему немедленно приходят на
помощь. В Оклахоме терпят банкротство два маленьких банка, и вот уже
Пол Волкер поднимает крик о кризисе ликвидности и сразу же облегчает
доступ к деньгам. Однако когда в трудное положение попадают
"Крайслер" и "Интернэшнл харвестер" - две
компании, у которых на карту поставлен почти один миллион рабочих
мест,- то тогда почему-то считается, что здесь действует добрый
старый принцип свободного предпринимательства.
Но
в действительности этот принцип здесь ни при чем. Здесь не что иное,
как применение принципа двойной морали, принципа совершенно
несправедливого.
Между
тем иностранные банки предъявили собственные претензии. Японские
банки заявили: "Когда в Японии возникает проблема, ее решают
местные банки, а ссуды иностранным банкам обязательно погашаются. Это
американская проблема, и пусть американские банки сами ее
расхлебывают".
В
свою очередь канадские банки заявляли: "Мы не намерены позволять
американцам диктовать нам свою волю. Нас уже и так слишком долго
третировали". Правительство Канады эту позицию поддержало. В
обмен на гарантированные правительством США займы Канада требовали от
нас гарантий по обеспечению фиксированного уровня занятости.
Канадцы
чувствовали себя в роли младшего ребенка в семье, которому достается
поношенное платье старших. Наши машины с задним приводом - большой
автофургон и "Нью-Йоркер" - мы строили в Канаде. В то время
дело выглядело так, что эти модели уже полностью устарели.
Мы
завершили переговоры компромиссом. Вместо установления уровня
занятости в абсолютном выражении мы гарантировали канадцам
определенную долю числа занятых в Северной Америке и сошлись на том,
что она составит 11 процентов. Как оказалось, нам легко удалось
выполнить это обещание. Поскольку США так и не сумели разработать
энергетическую политику, с падением цен на горючее производимые в
Канаде модели больших размеров шли на рынке нарасхват. Был момент,
когда доля канадских рабочих в общей численности занятых на
североамериканских предприятиях корпорации "Крайслер"
достигала 18 процентов.
Банки
Западной Европы сформулировали свою позицию: "Мы не собираемся
вам потакать. Помните ситуацию с фирмой "Телефункен"?"
Года за два до того правительство ФРГ выдвинуло программу спасения
компании "Телефункен", но американские банки отказались
принять в ней участие, предоставив западногерманским банкам
возможность самим раскошелиться. Поэтому позиция банков ФРГ была
аналогична японской и сводилась к следующему: "Это американская
проблема. И потери, связанные с ее решением, должны нести ваши
банки".
Когда
американские банки поняли, что все против них, они вдруг прониклись
верой в справедливость. Их позиция совпала с позицией корпорации
"Крайслер": "Нет, в этом деле замешаны все. В случае
банкротства суд станет всех рассматривать равными партнерами".
До руководителей американских банков стало доходить, что единственный
способ решить всю проблему заключается в том, чтобы потребован,
справедливых и равномерных вкладов от всех банков, предоставивших нам
ссуды.
Тем
не менее еще оставались трудности. Мелкие банки запротестовали: "К
черту нью-йоркские банки! Наши займы корпорации "Крайслер"
образуют большую долю наших активов, чем у ведущих нью-йоркских
банков. А потому уступки каждого должны соответствовать размеру
активов банка",
|