ГЛАВА 9. Банки:
испытание огнем
Любой
из тех групп, с кем имела дело корпорация, нелегко было идти нам на
уступки. Но, поняв, какой тяжелой оказалась ситуация, и убедившись в
том, что другие группы даже вносят свою ленту в решение нашей
проблемы, все откликнулись довольно быстро.
Исключение
составили банки. У нас ушло гораздо больше времени па получение
отсрочки платежей на сумму 655 миллионов долларов от наших четырехсот
кредитных учреждений, чем на проведение в конгрессе США закона о
гарантированных займах на сумму 1,5 миллиарда долларов. По сравнению
с трудностями ведения переговоров с банками слушания в конгрессе
выглядели таким же легким делом, как замена спущенной шины в яркий
весенний день.
Позиция
банков меня огорчила, хотя и не удивила. Когда в палате
представителей и сенате шли слушания, банки отнеслись к нашей просьбе
отрицательно. Глава "Ситибэнк" Уолт Ристон, президент "Бэнк
оф Америка" Том Клозен и глава банка "Ломан бразерс"
Пит Питерсон - все они давали показания против предоставления нам
государственных гарантий по займам. Питерсон зашел даже так далеко,
что сравнил положение фирмы "Крайслер" с ситуацией во
Вьетнаме, заявив, что "Крайслер" может оказаться бездонной
трясиной.
У
меня состоялось несколько очень неприятных встреч с Питерсом Фитсом,
представлявшим "Ситибэнк", и Роном Дрэйком из "Ирвинг
траст". Фитс и Дрэйк были людьми опытными - специалистами но
реорганизации финансовой системы компаний. Их позиция сводилась к
тому, что фирмой "Крайслер" руководят болваны, не отдающие
себе отчет в своих поступках. Этим дядям из банков дела не было до
проблемы сохранения рабочих мест или инвестиций. Все, что их
интересовало,- это как вернуть свои деньги.
Как
почти все другие деятели банковского мира, они настаивали на том,
чтобы мы объявили о банкротстве. Но я категорически возражал против
такого решения и изо всех сил старался убедить их в том, что при
соблюдении принципа равенства жертв и при новой управленческой
команде корпорация "Крайслер" в состоянии выйти из кризиса.
Особенно
ожесточенные споры произошли у меня с Роном Дрэйком, но впоследствии
случилось нечто забавное: сегодня он является моим личным финансовым
советником в банке "Мэрил Линч". В 1980 году мы друг друга
ненавидели, но прошли совместно трудный путь и в конце концов стали
большими друзьями.
Когда
в конце 1979 года был принят Закон о гарантированных займах,
задолженность корпорации "Крайслер" и ее кредитного филиала
"Крайслер файнэншл" четыремстам банкам и страховым
компаниям составила примерно 4750 миллионов долларов. Эти займы
накопились за ряд лет, в течение которых наши банкиры, очевидно,
оказались в положении водителей, уснувших за рулем. Ни один из них,
по-видимому, совершенно не интересовался благополучием корпорации,
хотя каждый уже мог разглядеть зловещие признаки.
Корпорация
"Крайслер" была для банков золотым дном, и никто не хотел
смотреть в зубы дареному коню. Свыше пятидесяти лет фирма "Крайслер"
постоянно получала от банков ссуды и ни разу не пропускала сроки их
погашения.
"Крайслер"
всегда сильно зависела от внешних ресурсов финансирования, выплачивая
щедрые дивиденды и получая в банках крупные займы. Быть может, банкам
это было выгодно, но самой корпорации "Крайслер" отнюдь не
всегда приносило пользу. Когда фирма активно прибегает к займам, все
оказывается преувеличенным. Одно дело - когда все идет хорошо, и
совсем другое - когда настают тяжелые времена.
Все
это означало также, что оценка кредитоспособности фирмы "Крайслер"
никогда не была столь высокой, как у компании "Дженерал Моторс"
или "Форд". В результате нам приходилось платить более
высокий процент по займам. В отличие от "Дженерал Моторс",
масштабы и уровень прибыльности которой достаточно велики, чтобы она
могла
|