введения дневной платы рабочим
в пять долларов: он хотел, чтобы размер заработка его рабочих
позволял им со временем покупать производимые ими самими автомобили.
Иными словами, Генри Форд создавал средний класс. Он понимал, что
автоиндустрия, а следовательно и "Форд мотор компани",
может действительно достигнуть успеха, если ее продукция, ее
автомобили окажутся доступными не только для богачей, но и для
трудящегося человека.
Следующей
крупной величиной в истории автоиндустрии был Уолтер П. Крайслер. Это
был подлинный новатор в конструировании двигателей, трансмиссий,
всякого рода механических узлов и деталей. Со времени основания
компания Крайслера занимала в этих областях очень сильные позиции.
Уолтер Крайслер покинул корпорацию "Дженерал Моторс" в 1920
году, когда председатель ее правления Уильям Дюрант не дал ему
управлять отделением "Бьюик" так, как он считал нужным.
Крайслер был этакой "белой вороной", индивидуалистом моего
пошиба.
Особое
значение я придаю следующему разделу моего рассказа. Три года спустя
Уолтер Крайслер вновь вынырнул на свет Божий и занялся реорганизацией
автомобильных фирм "Максуэлл" и "Чалмерс",
которые дышали на ладан. Что же он сделал? Он стал выпускать новые
модели и исступленно их рекламировать. В некоторых рекламных
публикациях он даже самолично фигурировал. К 1925 году он
преобразовал эти две жалкие фирмы в "Крайслер корпорейшн".
Но
на этом он не остановился. В 1928 году он выкупил компании "Додж"
и "Плимут". Его собственная корпорация вошла в число
крупнейших и с тех пор оставалась в составе "большой тройки".
Когда Уолтер Крайслер умер в 1940 году, его компания опережала "Форд
мотор", занимала второе место после "Дженерал Моторс"
и на ее долю приходилось 25 процентов внутреннего рынка сбыта. О, как
бы мне хотелось повторить его достижения! Чего бы я только не отдал
за то, чтобы заполучить 25 процентов рынка и отбросить назад "Форд
мотор"!
Хотя
корпорация "Крайслер" к концу 70-х годов и оказалась в
тяжелом положении, она все же сохранила давние традиции в разработке
новых конструкций и дизай- на, на которые можно было опереться.
Фредерик Зедер, главный конструктор корпорации в 30-е годы, был
первым инженером, сумевшим найти способ устранения вибрации в
автомобилях. Как он этого добился? Он установил двигатели на
резиновую подушку. Зедер изобрел также высококомпрессионный
двигатель, масляный и воздушный фильтры.
Я
узнал, что инженеры корпорации "Крайслер" в Мичигане
сконструировали самые совершенные в мире бензобаки. Инженеры этой
компании в Алабаме впервые в мире создали электронное зажигание для
автомобилей. Конструкторы фирмы впервые разработали встроенный
редуктор, позволяющий снизить расход горючего, первый современный
электронный регулятор напряжения, первые гидравлические тормоза,
первый вмонтированный под капот компьютер. Я уже знал, что корпорация
обладает лучшими в автоиндустрии двигателями и коробками передач.
Следовательно,
фирма "Крайслер", без всяких сомнений, обладала весьма
солидным прошлым. Я был убежден также в том, что она имеет будущее.
Корпорация уже располагала надежной дилерской сетью, так же как и
самыми первоклассными конструкторскими кадрами. Единственная проблема
заключалась в том, что эти кадры не получали средств, необходимых для
создания высококачественных автомобилей.
В
равной мере я был уверен в собственных способностях. Я знал
автомобильный бизнес и хорошо справлялся с проблемами его управления.
В душе я искренне верил, что через пару лет работа в корпорации
закипит.
Но
случилось совсем иное. Все пошло прахом. На нас обрушился иранский
кризис, а потом энергетический кризис. В 1978 году никто и вообразить
себе не мог, что следующей весной в Иране возникнет хаос и цена на
бензин внезапно возрастет вдвое. В довершение всего разразился
глубочайший за последние полвека экономический кризис.
Все
это произошло лишь несколько месяцев спустя, после того как я занял
свой пост в корпорации "Крайслер". Я уже думал, что вся моя
судьба рухнула. Быть может, когда Бог - истинный Бог, а не Генри -
ниспослал мне увольнение из компании "Форд", он старался
сделать мне предостережение. Быть может, меня уволили вполне
своевременно, именно накануне того, как все вокруг распалось, а я был
слишком глуп, чтобы предвидеть свою счастливую судьбу.
В
силу различных обстоятельств корпорация "Крайслер"
оказалась в гораздо более тяжелом положении, чем я себе представлял.
Но коль скоро я уже был там, поскольку я уже определил для себя, что
именно мне следует там сделать, у меня ни разу не возникало и мысли
об уходе из нее.
Разумеется,
упорство не всегда лучший советчик. Занимая подобную позицию, люди
иногда терпят крушение. События их засасывают, застигают врасплох, а
они силятся удержаться на поверхности, когда волны уже смыкаются над
их головой. Когда я давал согласие на назначение в компанию
"Крайслер", я и вообразить не мог, что дела в автоиндустрии
обстоят столь плохо. Я ошибся. Оглядываясь назад, должен признать,
что после моего прихода в корпорацию "Крайслер" были
моменты, когда я был близок к тому, чтобы утопиться.
|